Истории успеха 22.03.2024 84

Не хватает только красок в жизни

Незрячая студентка Регина Парпиева об учёбе на журфаке МГУ, жизни за его пределами и о том, как "не видеть препятствий"

Автор: Максим Байбарин

По данным исследования аналитического бюро информационного портала GxP News, в России в 2022 году было выявлено не менее 5,9 млн людей с ограниченными возможностями по зрению, среди которых есть и незрячие. Кроме того, исследователи утверждают, что количество людей с нарушениями зрения будет расти. Так, к 2025 году число слабовидящих и незрячих увеличится на 5,1%, до 6,2 млн.

Однако это просто цифры. А в действительности за ними стоит множество историй отдельных незрячих людей, которые получают свой уникальный опыт, сталкиваются с трудностями и решают их.

Сегодня герой нашего интервью – Регина Парпиева, незрячая студентка факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущая проекта «Белые ночи» на телеканале «СПАС», вместе со своим верным помощником собакой-поводырем Арвином. Регина рассказала нам о своей повседневной жизни и о том, что помогает ей достигать новых высот несмотря ни на что.

©Фото из личного архива героини

©Фото из личного архива героини

Регина, расскажи, как проходит твой обычный учебный день?

Моя учеба начинается еще дома, когда я надеваю на Арвина, мою собаку-поводыря, шлейку, и он ведет меня до автобусной остановки. Параллельно я его прикармливаю к разным ориентирам. Он очень ревностно относится к своей сумочке и к своим лакомствам: если я забуду его лакомство дома, то Арвин очень угрюмо и расстроенно идет на учебу.

Потом мы садимся на нужный автобус, и тут могут быть проблемы, потому что автобусы, к моему сожалению, не озвучивают свои номера. Они подъезжают, и чаще всего даже просто не проговаривают названия остановок. Не знаю, может быть, «автобусники», просто устают от того, что постоянно вынуждены слушать эти самые проговаривания, но для незрячих это очень тяжело. Поэтому я вынуждена спрашивать у прохожих, которые стоят на автобусной остановке, или просто вставать впереди автобуса и порой даже так агрессивненько кричать вглубь: «ЧТО ЗА НОМЕР?». Это может выглядеть не очень вежливо, потому что кричать приходится громко, что привлекает внимание. Но когда мне в ответ кричат: «М19», я говорю милым голосом: «Большое спасибо».

Потом мы едем на метро. Арвин ориентируется уже очень хорошо, но вообще часто нам помогает служба сопровождения метрополитена. Это специальные люди, которые провожают от станции до станции по заявке. Они даже могут выйти из метро и чуть-чуть проводить до нужного места назначения. До журфака Арвин, равно как и путь домой – в общежитие МГУ или в главное здание, знает идеально, так что мы уже не тревожим службу сопровождения. Заявки оформляем, только если нужно куда-то в неизвестное место – в гости, например.

Когда мы приезжаем на журфак, периодически нас сбивают спешащие студенты, но я не в обиде, потому что я сама их тоже иногда сбиваю.

А по самому факультету как ты перемещаешься?

Тоже Арвин помогает.

Ты говоришь ему номер аудитории, и он знает, как до нее дойти?

Нет, с аудиториями может быть проблема, потому что все это будет звучать примерно так: «211 аудитория», «212 аудитория», а на слух собаки это очень сложно. Собак-поводырей рекомендуется называть короткими именами. Не какая-нибудь Гермиона или что-нибудь еще такое. Имя «Арвин» – это всего два слога. Названия маршрутов тоже должны быть максимально отличны друг от друга, чтобы это было чем-то запоминающимся. У нас есть один любимый маршрут – историческая кафедра (кафедра истории и правового регулирования отечественных СМИ – прим. ред.). Мы его назвали «Пещерка», потому что он там Арвин отдыхает. Также на этой кафедре сидит наш тьютор. Тьюторы – это ребята со старших курсов, которые максимально помогают, но я их практически уже тоже не тревожу, потому что Арвин знает довольно много маршрутов на журфаке, и я только звоню, чтобы они нам осветили путь, если вообще какая-то безвыходная ситуация.

Ты учишься по какой-то специальной программе или по общей?

Я учусь по общей программе, как все. Конечно, преподаватели с пониманием относятся к моей ситуации и, если что, дают другие задания. Но я не вижу препятствий учиться так, как все. Прости за каламбур: «не вижу препятствий»… Но так оно и есть.

Регина, ты сейчас на четвертом курсе. Вспомни свой первый курс, когда ты сменила привычную для себя обстановку. Как ты ощущала себя?

На первом курсе я тыкалась, как слепой котенок. Я не знала ничего, и мне очень не хватало человека, который помог бы как незрячий незрячему, объяснил какие-то детали, какие программы надо скачать, что сделать. Может быть, рассказал, как отслеживать материалы (у меня, например, плохо читаются таблицы в Excel говорящими программами). Подсказал бы, где можно распечатать книги, какие книги читаются говорящими программами, а какие являются полным аналогом тех или иных пособий. Ну, то есть мне, конечно, очень не хватало опытного старшего товарища.

Со временем появился этот старший товарищ или ты сама, пробираясь через определенные препятствия и уже получив необходимый опыт, приспособилась к новой обстановке?

Пришлось набивать свои шишки. И я надеюсь, что на моем личном опыте кто-то научится, может быть, кому-то я помогу, уберегу его лоб от шишек.

Ты говорила про автобусы, которые не озвучивают станции, а с какими еще трудностями сталкиваются незрячие люди в повседневной жизни и как, например, государство может их решить?

Есть же у магазинов такой знак: кружочек, собака и там перечеркнут значок такой. Так как зрячие люди в основном воспринимают информацию зрительно, мне кажется, надо на законодательном уровне ввести что-то подобное: кружочек, собака в шлейке и зеленая галочка, чтобы люди запомнили, в особенности охранники и администраторы, что собака-поводырь – это средство реабилитации, которая ведет незрячего человека, и она не может остаться как велосипед на парковке. Она живое существо, которое должно сопровождать незрячего человека всегда и везде. И еще надо как-то уже наказывать «автобусников», которые выключают проговаривание остановок и номеров автобусов. Некоторые автобусы озвучивают свои номера, но это самые невостребованные маршруты. А некоторые автобусы как раз-таки, которые мне необходимы, чтобы доехать до метро и обратно, не озвучивают ничего.

Есть, конечно, какие-то проблемы, с которыми я и сейчас сталкиваюсь. Например, сегодня мне нужно ехать снимать репортаж, а все ребята заняты, они не могут мне никак помочь. И у мамы тоже возникли срочные дела. Поэтому я не знаю просто, как мне ехать на съемки сегодня: прочитать текст, подумать композицию и объяснить, что конкретно снимать, я могу, а снять?.. Ну, я обрежу голову и сниму, скорее всего, не самые благовидные кадры… Как-нибудь выкручусь сегодня.

Знают ли незрячие люди о возможных средствах реабилитации и о том, кто им может помочь?

Сейчас, если человек теряет зрение, то он попадает во Всероссийское общество слепых. В моей ситуации получилось так, что либо Всероссийское общество слепых обо мне не узнало, либо у меня не получилось с ними связаться. Но вообще Всероссийское общество слепых, насколько я знаю, помогает в этих ситуациях адаптироваться, объясняя, как жить дальше. И эта организация образует некое сообщество, где незрячие люди могут чувствовать себя комфортно, как рыбы в воде, как птицы в воздухе.

А сейчас ты получаешь какую-то поддержку от этого общества или каких-то других организаций?

Нужно туда вступить, но я пока тут учусь, не знаю, стоит ли… Думаю, стоит. Там есть разные кружки. Можно играть в настольный теннис незрячим людям, петь в хоре, записывать программы на радио и заниматься прочими активностями. Это все очень увлекательно и познавательно. Я ездила в КСРК (Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых – прим. ред.).Очень там здорово. А сейчас надо собраться с духом и все-таки вступить во Всероссийское общество слепых.

Регина, ты рассказала про разные аспекты жизни незрячих людей. Насколько ты считаешь себя адаптированной к тем условиям, в которых ты находишься?

У меня зрение пропало в восемь лет. Я хочу сказать, что сейчас очень много средств, которые помогают заменить те 80% информации о мире, что мы получаем с помощью глаз. Ну, конечно, это тактильные трости, и я ей владею; собака-поводырь – это даже лучшая альтернатива, мне кажется, потому что можно идти и не думать о дороге. А самое главное то, что он (собака-поводырь Арвин – прим. ред.) как волнорез, пробивает для меня путь. Трость не все замечают. Сегодня несколько раз какой-то человек пинал трость, я даже вынуждена была ее чуть-чуть подсобрать. А Арвина замечают все, как некую лодку, некий корабль в человеческих пробках. Еще есть азбука Брайля, которая помогает читать. Есть брайлевские строки, которые подсоединяются к компьютеру или телефону и помогают изучать доступную информацию, но не все, к сожалению, читается. Есть учебники и материалы, которые с картинками, и конвертеры порой очень тяжело это переводят и как-то непонятно. Некоторые слова заменяют по логике, известной только искусственному интеллекту.

Но все равно мне кажется, что сейчас многие незрячие могут не замечать того, что они не видят. Очень не хватает только красок в жизни. Не хватает тонов, кроме черного. Я сегодня это очень ясно поняла. Хочется, чтобы вместо мути перед глазами было что-то яркое, солнечное, красочное.

Мне кажется, эмоции, ощущения – это и есть «импортозамещение» зрения. Я в 13 лет прыгнула с парашютом. С 4000 метров. С тандемом. Мне очень понравилось. Я почувствовала себя как птица, как ведьма, как ангел, как фея, которая кружится в воздухе. Мне еще помог тот, с кем я прыгала. Он мне сказал, что можно, если будешь чувствовать себя хорошо, покружиться в воздухе. Это было замечательно. Можно было даже потрогать облака.

Ещё я покаталась недавно на канатной дороге в Сочи, в горах, в открытой кабинке… Это фактически стульчики такие и перекладина впереди, небольшая перекладина в ногах и многотысячная высота под ногами…

Далеко не все даже зрячие люди готовы на такое решиться. Ты очень много рассказала о своей жизни и о том, как ты к ней относишься. Какие качества могут помочь человеку справиться с трудностями и все преодолеть?

Я считаю, что самое главное в любой ситуации – не потерять себя. Сила воли –закаляется, все верно. Но вместе с силой воли может проявиться жестокость, озлобленность на мир. Нужно воспитывать в себе чувство юмора и относиться к ситуации с улыбкой. Постараться посмеяться над трудностями и, как в мультике, улыбнуться себе в отражении. Тогда, может быть, и это отражение улыбнется тебе в ответ. Жизнь – она, как бумеранг, она, как зеркало, отражает твое отношение к ней. Я считаю, что самое главное, – позитивно относиться к ситуации. Все остальное – воспитывается. Конечно, закаляется сила воли. Это естественный процесс. Это то, чего может добиться каждый человек. Просто главное идти вперед, не сдаваться и не унывать, потому что унылый дух сушит кости.

Ссылка на источник

Хотите больше новостей? Подпишитесь на наши новости в Телеграм и Вконтакте.